Схема проезда
Антикоррупционная политика государства PDF Печать E-mail
18.02.10 18:17

Антикоррупционная политика государства в центре внимания участников круглого стола в Северо-Западном (г. Санкт-Петербург) филиале Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

25 мая 2009 года в Северо-Западном (г. Санкт-Петербург) филиале Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации состоялось заседание круглого стола на тему: «Основные направления изменения законодательства в свете антикоррупционной политики государства».

В центр дискуссии были поставлены следующие проблемы:

  • сущность коррупции и правовые основы противодействия коррупции;
  • система политико-правовых и экономических факторов, влияющих на эффективность антикоррупционных мер государства;
  • правовой механизм предупреждения коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных служащих;
  • приоритетные направления развития российского законодательства в области противодействия коррупции;
  • формирование у государственных служащих активной гражданской позиции по противодействию коррупции и основные формы социального контроля за антикоррупционной деятельностью государства.

В адрес оргкомитета, который возглавили Астанин В.В. – проректор РПА Минюста России – директор НИИ РПА Минюста России и Александрова О.И. – директор СЗФ РПА Минюста России, поступили многочисленные заявки для участия в работе круглого стола. На его заседание прибыли представители Санкт-Петербургского Государственного университета, Санкт-Петербургского института (филиала) Академии Генеральной Прокуратуры РФ, Санкт-Петербургского университета МВД России, Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского филиала Государственной Таможенной академии, Управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Прокуратуры г. Санкт-Петербурга, Законодательного собрания города, Федерального суда Фрунзенского и Московского районов г. Санкт-Петербурга, Управления Федеральной службы судебных приставов по г. СПб, Нотариальной палаты г. Санкт-Петербурга, УВД Выборгского района, коллегии адвокатов г. Санкт-Петербурга и других организаций.

Участники заседания получили специально подготовленные оргкомитетом Сборники нормативных правовых актов по противодействию коррупции. Одновременно работниками библиотеки филиала была подготовлена тематическая выставка-обзор статей, опубликованных в научной периодике в соответствии с тематикой круглого стола. Участники заседания смогли ознакомиться с фоторепортажами о проведённых накануне в филиале научно-практической конференции «Актуальные проблемы обязательственного права» и круглого стола «Проблемы исполнительного производства в России».

Заседание круглого стола было открыто демонстрацией видеозаписи телеобращения Президента РФ Д. Медведева к гражданам страны, посвященного неотложным мерам по борьбе с коррупцией.

Со вступительным словом к участникам круглого стола обратилась директор Северо-Западного филиала РПА Минюста России Александрова О.И.

В своём выступлении она подчеркнула, что 12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой коррупция названа одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности наряду с разведывательной и иной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств, а также деятельностью террористических транснациональных преступных организаций и группировок. В Стратегии национальной безопасности указано, что среди главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.

Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти. При этом Александрова О.И. отметила, что процесс совершенствования антикоррупционного законодательства в нашей стране далек от своего завершения и для этого предстоит много трудиться всем: ученым, юристам-практикам, педагогам, руководителям. В учебные программы вузов вносятся изменения, связанные с необходимостью подготовки специалистов, способных противодействовать коррупции с учётом изменений большого массива нормативно-правовых актов. В новом учебном году филиал академии планирует приступить к преподаванию новой учебной дисциплины «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих органов государственной власти». В Научном центре противодействия коррупции НИИ РПА подготовлена соответствующая учебная программа и учебно-методический комплекс. В филиале академии создано отделение Научного центра противодействия коррупции, сотрудники которого осуществляют научно-исследовательское обеспечение учебного процесса.

Подобные меры объясняются тем, что коррупция – это опасное социальное зло. Она приобрела системный характер. В таких условиях недостаточно обычных мер борьбы с этим явлением. С точки зрения уголовной ответственности коррупционные нарушения относятся к плохо раскрываемым и трудно доказуемым преступлениям. Поэтому так важны превентивные меры широкого спектра.

Одним из превентивных направлений борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. Не случайно 19 мая с.г. Президент РФ Д.Медведев подписал дополнительно антикоррупционный пакет документов из пяти указов.

Аександрова О.И. выразила уверенность, что результаты дискуссии помогут высветить не только проблемы, но и пути совершенствования нормативно-правового регулирования противодействия коррупции и пожелала участникам круглого стола плодотворной работы в этом направлении.

С приветственным словом и пожеланиями плодотворной работы к участникам круглого стола от имени Начальника Управления юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилась Трубочкина Е.В.

Основную часть работы круглого стола определил доклад проректора – директора НИИ РПА Минюста России Астанина В.В. на тему: «Пробелы в законодательстве Российской Федерации по противодействию коррупции».

Основная часть доклада была посвящена проблемам реализации антикоррупционной политики в современной России в трех ее направлениях развития (правотворчество, правоприменение и правосознание). В частности, указанные направления были рассмотрены на примере новых для российской правовой системы правовых институтов, как то: экспертиза на коррупциогенность нормотворчества, декларирование и обнародование доходов чиновников и их родственников, урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, выявление коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих государственных органов власти, осуществление мониторинга состояния коррупции и противодействия ей, информационное обеспечение для целей противодействия коррупции. Докладчик высказал ряд конструктивных предложений, касающихся качественного нормативного правового обеспечения указанных институтов, в том числе с учетом действующей на сегодняшний день правоприменительной практики. Отмечена необходимость развития профессионального правосознания правоприменителей в сфере противодействия коррупции, первичной основой для формирования которого выступают компетенция профессорско-преподавательского состава юридических вузов.

После выступления с докладом Астанину В.В. был задан ряд вопросов, на которые он обстоятельно ответил.

В дискуссию по докладу включились профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, нотариус города Санкт-Петербурга, действительный Государственный советник юстиции 3 класса Выменец С.П. и старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Петренко И. В., которые высказали критическое мнение о функциональных возможностях узкоюридических способов борьбы с коррупцией в обществе. Исторические аспекты развития коррупции как социального явления на российской почве осветил в своём выступлении доцент Высшей школы экономики (Санкт-Петербургский филиал) Петров И.В. Он привёл исторические примеры, когда сама центральная власть была активным субъектом установления коррупционных отношений в системе государственного управления.

Выступление начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Санкт-Петербурга Яковлевой С.Ю. было в основном посвящено практике работы комиссий по разрешению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. По ходу выступления у неё завязалась оживлённая дискуссия с проректором РПА Астаниным В.В., который высказал аргументированное сомнение в эффективности практической деятельности подобных комиссий.

Свою позицию об обеспечении прозрачности российской судебной системы как одном из направлений противостояния коррупции высказала председатель Фрунзенского районного суда, председатель Совета судей Санкт-Петербурга С.Н. Дорофеева. По ее мнению одной из причин возникновения коррупции, либо приписывания причастности к ней, является высокая степень закрытости в работе судебных органов, отсутствие прозрачности и недостаточная информированность общества о деятельности судов общей юрисдикции. В этом аспекте на фоне уже предпринятых мер актуальными являются следующие направления: осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания; создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции, что устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела; установление запрета на участие в рассмотрении дел адвокатов – супругов, родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда. Весьма острой остаётся проблема взаимоотношений органов судебной власти со средствами массовой информации.

Представитель Управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Трубочкина Е.В. дала теоретический анализ понятию «корупция» и отметила, что нормативная правовая база по обеспечению противодействия коррупции требует дальнейшего развития. Самое трудное, по ее мнению, создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. В своём выступлении она в большей степени обращалась к студентам СЗФ РПА, которые присутствовали в качестве приглашённых.

Различные правовые аспекты проблемы борьбы с коррупцией были рассмотрены в выступлениях заведующей кафедры гражданско-правовых дисциплин СЗФ РПА Лазаренковой О.Г., доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин Института (филиала) Академии генеральной Прокуратуры РФ Лебедевой Г.П., адвоката коллегии адвокатов г. Санкт-Петербурга, преподавателя кафедры гражданско-правовых дисциплин Розенбаума М.Г., доцента кафедры, научного сотрудника отделения научного центра противодействия коррупции СЗФ РПА Доронина М.П.

В частности, Лазаренкова О.Г. обратила внимание, что именно гражданским законодательством регулируются имущественные отношения, и от совершенства этих норм во многом зависит успешность борьбы с коррупцией. В настоящее время можно обратить внимание на целый ряд гражданско-правовых норм, которые определённо не прошли бы экспертизу на коррупциогенность. В качестве примера она привела такие организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц, закрепленных в ГК РФ, как потребительский кооператив, некоммерческие партнерства, государственная корпорация. В этой части выступление Лазаренковой О.Г. поддержал главный специалист-юрисконсульт Комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга Злобин Д.А.

Анализ на коррупциогенность правовых норм о прекращении статуса саморегулируемых организаций предприняла в своём выступлении Лебедева Г.П. Так, в настоящее время порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов. По ее мнению возникает вопрос: зачем такое нагромождение органов, реестров, нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения реестров? Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций должен осуществлять единственный орган, руководствуясь единым порядком ведения реестра.

С критическим анализом пакета нормативно-правовых актов, регулирующих сферу предпринимательской деятельности в части, касающейся борьбы с коррупционными проявлениями выступил Розенбаум М.Г. В сообщении Доронина М.П.была показана специфика коррупционных проявлений при заключении внешнеторговых контрактов.

В дискуссии по проблемам эффективности уголовно-правовых мер в борьбе с коррупцией приняли активное участие Сотников К.И.- доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин СЗФ Минюста России, Сердюков А.С. – оперативный уполномоченный по особо важным делам ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу, Прокофьева С.М. – профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин СЗФ РПА Минюста России. В ходе обмена мнениями было отмечено, что мероприятия оперативно-розыскной деятельности по коррупционным преступлениям малоэффективны. Деятельность оперативников зачастую не встречает понимания со стороны органов прокуратуры. В то же время сотрудники правоохранительных органов, ведущие расследование и оперативно-розыскную деятельность, не всегда умеют грамотно закрепить доказательства и последние теряют юридическую силу, что приводит к безнаказанности лиц, совершивших преступление. В общественном сознании формируется презумпция нечестности сотрудников правоохранительных органов, хотя большинство из них добросовестно исполняют свой долг. На этом фоне практически невозможно привлечь к уголовной ответственности судей. Для повышения эффективности мер борьбы с коррупцией необходимо ежегодно брать сведения о материальном положении должностных лиц и их близких родственников, не исключая лиц, занимающихся борьбой с коррупцией. Также необходимо создать специальные структуры, контролирующие плановые и отчетные документы государственных органов, имеющих реальные возможности злоупотребления своими полномочиями. Принцип специализации должен быть реализован и в отношении структур, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью в сфере борьбы с коррупцией.

Сквозной темой выступлений всех участников круглого стола была проблема формирования антикоррупционного правосознания у должностных лиц, активной гражданской позиции у государственных служащих, нетерпимого отношения к коррупционным правонарушениям со стороны населения.

В завершении дискуссии за круглым столом обобщающие суждения высказал проректор –директор НИИ РПА Минюста России Астанин В.В. и предложил оргкомитету подготовить рекомендации по итогам заседания для Законодательного собрания Санкт-Петербурга с дальнейшим выходом на Государственную Думу РФ.

С заключительным словом к собравшимся обратилась директор СЗФ РПА Минюста России Александрова О.И., поблагодарив всех за работу.

По итогам заседания круглого стола были сформулированы следующие рекомендации.

  1. В целях совершенствования действующего законодательства РФ в части, касающейся противодействия коррупции, выйти с предложением к Законодательному собранию Санкт-Петербурга для разработки соответствующих законодательных инициатив по вопросам:
    • обеспечения большей открытости в деятельности судебных органов и прежде всего судов общей юрисдикции;
    • дополнительной правовой регламентации осуществления мероприятий оперативно-розыскной деятельности по коррупционным преступлениям и дальнейшей реализации принципа специализации в этом направлении деятельности правоохранительных органов;
    • более точного определения показателей, при наличии которых требуется антикоррупционная экспертиза законов, нормативных актов и их проектов; - определения конкретных временных рубежей и порядка ликвидации коррупциогенных факторов в действующем законодательстве РФ;
    • уточнения статуса и функциональных возможностей общественных организаций и государственно-общественных структур по участию в антикоррупционных экспертизах.
  2. В рамках реализации положений майского (2009г.) Обращения Президента РФ, посвящённого борьбе с коррупцией, и Плана Министерства юстиции РФ по противодействию коррупции, усилить в системе подготовки юридических кадров меры по повышению профессионального уровня специалистов в указанном направлении. Полагать целесообразным и своевременным внедрение в учебный процесс вузов специальной дисциплины «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих органов государственной власти».
  3. В интересах обеспечения комплексного подхода в осуществлении антикоррупционных мер государства необходимо выходить за рамки узкоюридических способов борьбы с коррупцией в обществе, создавая мотивационные основы к правовому поведению через формирование антикоррупционного правосознания у должностных лиц, активной гражданской позиции у государственных служащих и населения, что предполагает тесную взаимосвязь мер правового и морального воспитания с мероприятиями общественного контроля.
Последнее обновление 04.03.10 18:47