Схема проезда
Отчет о деятельности НИИ за 2012 год



Деятельность Научно-исследовательского института в 2012 году носила не только плановый, но и обширный внеплановый характер и была отмечена рядом принципиальных изменений по организации и развитию направлений работы.

За прошедший год укрепился кадровый состав НИИ. Штатными работниками стали три доктора юридических наук и один кандидат социологических наук.

Увеличение числа квалифицированных научных сотрудников позволило не только расширить спектр научных исследований, но и существенно развить их методологию.

Так, например, прием на работу в НИИ кандидата социологических наук Роговой А.В. позволил укрепить возможности проведения конкретно-социологических исследований. Научные методы социологии были применены при выполнении двух работ, в ходе которых проведен экспертный опрос более 1,5 тысяч респондентов из 15 субъектов Российской Федерации. Составленные по итогам исследований аналитические отчеты по темам: «Проблемы информационного взаимодействия независимых экспертов и Минюста России» и «Профессиональная культура юристов в оценках общественного мнения» были направлены в Минюст России и использовались в работе профильных департаментов.

НИИ и раньше проводил масштабные конкретно-социологические исследования, но в текущем году с перспективой на будущее удалось:

- во-первых, «повернуть» их предназначение для нужд Минюста России (на сегодняшний день в проекте плана НИР на 2013 год запланировано выполнение двух работ по обращению Департамента конституционного законодательства и Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой);

- во-вторых, подключить к совместной работе авторитетное учреждение – Институт социологии РАН (в декабре с.г. по инициативе Института подписано соглашение о сотрудничестве с Академией, предусматривающее проведение совместных исследований). Одно из таких исследований по теме: «Проблемы правового нигилизма: конфликтологический анализ» по итогам исполнения планируется по согласованию представить в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.

В прошедшем году внеплановая работа НИИ, в отличие от предыдущих лет, велась не только для нужд Минюста России, но и для Академии.

В преддверии государственной аккредитации аспирантуры и докторантуры Академии НИИ были подготовлены рабочая программа и УМК по факультативной дисциплине для аспирантов «Антикоррупционная составляющая в научных исследованиях: полиотраслевой юридический аспект». Преподавание дисциплины обеспечивается научными, кадровыми и методическим ресурсами НИИ и рассчитана на 36 учебных часов. Стоит отметить, что эта программа уникальна, является авторской разработкой и внедрена в учебный процесс впервые среди юридических вузов.

Перспективной является также разработанная НИИ в короткие сроки учебная программа для повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих «Мониторинг законодательства и правоприменения». По указанному тематическому курсу в октябре с.г. прошли обучение 50 служащих Минюста России и его территориальных органов. Причем что немаловажно, программа курса в полной мере получила учебно-методическое обеспечение путем издания соответствующих пособий. Примечательно, что разработки НИИ слушатели запросили для использования в работе.

Мониторинг правоприменения в качестве специального направления деятельности НИИ, в отчетном периоде обрел научно-практическое значение. В начале 2012 года во исполнение приказа Академии «Об организации работы по мониторингу правоприменения», силами НИИ был проведен соответствующий методологический семинар для заведующих кафедрами. По итогам семинара подготовлены и изданы «Методические рекомендации по организации мониторинга правоприменения», которые были направлены в филиалы Академии для использования в работе.

Кроме того, учитывая задачи Минюста России в подготовке доклада Президенту РФ по мониторингу правоприменения, в июне сотрудниками НИИ были подготовлены основанные на изучении практики правоприменения законодательные предложения по изменению и дополнению УК РФ и КоАП РФ.

К результатам запланированного участия НИИ в выполнении заданий и поручений Минюста России также следует отнести подготовку информационно-аналитических материалов, справок и предложений к 5 периодически проводимым заседаниям рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по взаимодействию государства с гражданским обществом в противодействии коррупции. Членом рабочей группы является ректор Академии С.И. Герасимов.

Помимо этого, сотрудники НИИ в течение года принимали и продолжают принимать участие в ряде межведомственных рабочих групп: по реализации Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан; по мониторингу правоприменения.

Экспертный потенциал научных сотрудников бывает востребован и извне, в том числе и в связи с решением важных государственных задач. Тому есть несколько примеров: доклад в отчетном мероприятии правительственной делегации России по участию России в ОЭСР (Астанин В.В.), участие в разработке «Стратегия - 2020» (Радченко В.И.); парламентское обсуждение проекта ФЗ «Об образовании» (Филатова А.В.).

Приглашение к экспертной работе наших сотрудников, безусловно, связано с оценкой их работ, которые выражаются и в опубликованных работах и в участии в крупных конференциях. Если исходить из таких позиций, то узнаваемость НИИ РПА Минюста обеспечивается следующими результатами. За 2012 год только штатные сотрудники (основным местом которых является НИИ) опубликовали 30 научных статей, 1 учебник, несколько учебных пособий, 15 ВАКовских статей, выступили с докладами на 20 конференциях (в том числе 4-х региональных с выездом).

В 2012 году сотрудники включились в реализацию дополнительных направлений работы Академии по реализации Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Ученые НИИ приняли участие в трех выступления на ТВ и давали комментариев в федеральной прессе по вопросам предупреждения коррупции (Астанин В.В., Стороженко И.В.), актуальные вопросы судебной защиты прав и свобод человека (Радченко В.И.).

Понимание важность этого направления, а также учитывая возможности ее оптимизации, перспективы участия НИИ в этой области на следующий год связаны с активизацией работы лаборатории мониторинга правовой информации. Перед лабораторией на следующий год  стоит задача отойти от привычной работы по формированию фонда видео-лекций ведущих преподавателей (на сегодня фонд содержит 40 лекций) и приступить к реализации прикладного задания по обеспечению интерактивных возможностей работы академических центров по оказанию бесплатной юридической помощи населению через созданный портал «Юстиция». Выполнение этих задач потребует не только усиления кадров самой лаборатории, но и заинтересованное участие филиалов Академии, прежде всего, со стороны руководителей юридических клиник. Не исключено, что для них проводимая лабораторией работа завершится методологическим семинаром.

Названная работа представляется особо важной в связи с наделением Минюста России полномочий по контролю за деятельностью юридических клиник, а также иных мероприятий в области оказания бесплатной юридической помощи, которые осуществляются под эгидой правительственной комиссии, созданной в соответствии с недавно принятым Постановлением Правительства 14 декабря 2012 года.

В уходящем году проводились совместные исследования с двумя кафедрами Академии, которые возглавляют Б.Н. Мальков и М.М. Рассолов. Проведенная работа свидетельствует о большом потенциале объединенных усилий по исполнению непростых исследований по новым направлениям деятельности Минюста России, а именно по мониторингу правоприменения и развитию правосознания граждан.

Так в первой половине 2012 года НИИ с кафедрой философии и социально-экономических дисциплин выполнялось исследования, и осуществлялась экспертная работа в связи с задачами Минюста России по формированию и реализации межведомственного плана по реализации Основ государственной политики РФ в области правовой грамотности. С кафедрой теории и истории государства и права успешно проведена разработка учебно-методического обеспечения новой дисциплины по мониторингу правоприменения.

Следует признать, что возможности НИИ были бы существенно ограничены, не будь региональных отделений Научных центров противодействия коррупции НИИ, функционирующих в филиалах Академии. Практически вся работа, связанная со сбором и анализом первичных материалов, необходимых для основных исследований проводится научными сотрудниками региональных отделений. Работу отделений, к сожалению, приходится оценивать по-разному. Здесь есть передовики и не обошлось, к сожалению, без отстающих.

Передовые филиалы имеют устойчивую в кадровом отношении ситуацию. Научные сотрудники работают с первых дней учреждения региональных отделений в Саратове, Казани, Калуге, Иркутске, Ижевске, Туле, Санкт-Петербурге. Неназванные филиалы, используют разрешенные должности научных сотрудников для временного их замещения сотрудниками филиалов, которые не проявляют инициатив. Кроме того, в отдельных филиалах установилась практика не только частой ротации научных сотрудников, но и их назначения без согласования с НИИ Академии (Саранск, Ростов-на-Дону). Все названные обстоятельства крайне неблагоприятно сказываются на возможностях координации и исполнения научных исследований.

Для исправления сложившихся недостатков в ближайшее время мы проведем ревизию кадрового состава региональных отделений НИИ и организуем методологический семинар для занятых в них сотрудников по всем направлениям работы Академии и Минюста России.

Для исключения возможных упреков в сторону головного НИИ о недостаточных отношениях патернализма или взаимной работы с отделениями, или ограниченности этих отношений, заверю, что НИИ и его сотрудники с желанием и удовольствием принимают участие в реализации совместных с филиалами проектах. В этом направлении есть положительные примеры сотрудничества НИИ с Тульским, Калужским, Северо-Западным филиалами не только в проведении научных конференций, но и в поддержке учебных программ по линии ФПК. Так, например, осенью 2012 года сотрудники НИИ поддержали Калужский филиал в реализации образовательной программы по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. В портфеле разработок НИИ есть и программа по мониторингу правоприменения, которую наши сотрудники могут реализовать с выездом в регионы.